Каталог

ФРАКЦИОННЫЕ ЛАЗЕРЫ ПРОТИВ РАКА КОЖИ: ЧТО ГОВОРЯТ ИССЛЕДОВАНИЯ

16.05.2023

Фракционные лазеры_1000х500.jpg

Недавние исследования пролили свет на роль возрастных изменений в развитии немеланомного рака кожи.

Агрессивное воздействие ультрафиолетового излучения вызывает повреждение ДНК клеток кожи. Правильный ответ кератиноцитов на острое воздействие ультрафиолетового (УФ) излучения заключается в предотвращении клеточной репликации в условиях повреждения ДНК. Для стареющих кератиноцитов характерен неадекватный ответ на УФ-облучение, при котором клеточная репликация происходит, несмотря на сохраняющиеся повреждения ДНК.

Это явление обусловлено повышенным присутствием стареющих фибробластов в дерме людей старшей возрастной группы, что приводит к снижению уровня инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1) в коже. Согласно результатам научных исследований, у людей в возрасте 65 лет и старше количество стареющих фибробластов больше, а уровень IGF-1 ниже, чем у лиц более молодого возраста. Стареющая кожа реагирует на острое воздействие УФ-излучения путем повышения экспрессии маркера пролиферации Ki67 (маркер пролиферативной активности опухолевых клеток) базальными кератиноцитами и увеличения количества УФ-индуцированных тиминовых димеров, чего не наблюдается у лиц моложе 30 лет [1].

Почему IGF-1 отводится ключевое значение в этом вопросе? Дело в том, что на IGF-1 возложена организмом важная миссия — защита от злокачественной трансформации кератиноцитов.

В норме в ответ на УФ-облучение происходит активация рецептора IGF-1 (IGF-1R) с последующим запуском 3 защитных механизмов:

  • повышения экспрессии многочисленных ферментов репарации ДНК;
  • переходного подавления синтеза ДНК после УФ-облучения, что позволяет клетке восстановить поврежденную ДНК перед пролиферацией;
  • стимуляции старение пролиферирующих базальных кератиноцитов, которые не могут восстанавливать повреждения ДНК — вынужденная мера, защищающая организм от клеток с мутациями [1].

Старение приводит к недостаточной активации IGF-1R в эпидермальных кератиноцитах из-за снижения экспрессии IGF-1 стареющими дермальными фибробластами, что вызывает неадекватный ответ этих клеток на действие УФ-излучения и приводит к пролиферации аномальных кератиноцитов, содержащих поврежденную ДНК. В конечном итоге эта цепочка явлений заканчивается фотоканцерогенезом.

Для обращения вспять аномальной ответной реакции кожи на острое УФ-облучение могут быть использованы методы повышения уровня IGF-1 за счет инъекционного введения IGF-1 или стимуляции естественного повышения экспрессии IGF-1 путем контролируемого повреждения кожи [2].

Согласно результатам исследования ученых из США, фракционная лазерная терапия является эффективным методом предотвращения фотоканцерогенеза за счет повышения уровня IGF-1.

Spandau D.F. и соавт. оценили долговременное влияние фракционной аблятивной лазерной обработки на риск развития актинического кератоза (АК) и немеланомного рака кожи (НМРК) у пациентов в возрасте старше 65 лет [3]. В исследовании также приняли участие 48 человек в возрасте 60 лет и старше с актиническим кератозом, им была проведена однократная процедура фракционной лазерной обработки на одной руке. Затем в течение 36 мес фиксировалось соотношение АК/НМРК на обеих руках.

Фракционная аблятивная обработка кожи пациентов привела к уменьшению количества пролиферирующих кератиноцитов, содержащих поврежденную УФ-B ДНК и увеличению экспрессии мРНК IGF-1. Эти реакции сохранялись как через 1, так и через 2 года после процедуры лазерной терапии, что указывает на долгосрочный дермальный эффект фракционной лазерной обработки.

У пациентов с АК лазерное воздействие привело к уменьшению количества очагов АК в 4 раза по сравнению с необработанной рукой, и уменьшению риска развития НМРК. Среди 48 пациентов с высоким риском рака кожи НМРК развился у 16 человек. У 14-ти из них НМРК был обнаружен только на необработанных руках. Средняя частота НМРК на необработанных руках составляла 0,78%, напротив, частота НМРК после лазерной обработки была значительно ниже (в 4 раза) — 0,19%.

Согласно выводам авторов, фракционная лазерная обработка вызывает повышения уровня дермального IGF-1, способствует устранению АК, предотвращает дальнейшее прогрессирование АК и его трансформацию в НМРК.

Важно подчеркнуть долговременный характер нормализации реакции на УФ-излучение стареющей кожи с сохранением эффекта по крайней мере в течение 2 лет после процедуры.

Подробней о фотопрофилактике рака кожи читайте в майском номере журнала Косметика и медицина Special edition.

 Источники

  1. Lewis D.A., Travers J.B., Somani A.K., et al. The IGF-1/IGF-1R signaling axis in the skin: a new role for the dermis in aging-associated skin cancer. Oncogene 2010; 29(10): 1475–1485.
  2. Botusan I.R., Zheng X., Narayanan S., et al. Deficiency of liver-derived insulin-like growth factor-1 (IGF-1) does not interfere with the skin wound healing rate. PLoS One. 2018;1 3(3): e0193084.
  3. Spandau D.F., Chen R., Wargo J.J., et al. Randomized controlled trial of fractionated laser resurfacing on aged skin as prophylaxis against actinic neoplasia. J Clin Invest 2021; 131(19): e150972.
 
×