Каталог

ИЗУЧЕНЫ ОСОБЕННОСТИ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ КОЖИ ПРИ НЕДОСТАТКЕ СНА

01.12.2020

Сон — очень важная часть нашей жизни. Мы проводим в состоянии сна примерно треть своей жизни, при этом даже краткосрочное недосыпание существенно ухудшает наше самочувствие и внешний вид, а хроническая депривация — т.е. недосып даже в один-два часа на протяжении длительного времени и вовсе служит фактором риска для множества психических и соматических проблем. Отражаются они и на коже — ухудшается ее барьерная функция и увлажненность, увеличивается продукция себума и размер кожных пор, изменяется тон кожи, нарушается продукция коллагена и т.д. Причем такие изменения наблюдаются даже при недосыпе в один-два дня, хотя в молодости они менее выражены.

В новом исследовании ученых из медицинских школ Гарварда, Бостона и Флориды изучался вопрос, влияет ли недосып на микроциркуляюцию кожи [1]. Прошлые исследования показали, что недостаточный сон является причиной избыточного выделения провоспалительных агентов, увеличения экспрессии Toll-подобных рецепторов 2 и антимикробного пептида кателицидина, вовлеченных в воспалительный процесс и обусловливающих расширение сосудов, а также фактора роста эндотелия сосудов, который регулирует деятельность сосудов и стимулирует неоангиогенез [2]. Поэтому, в частности, недостаток сна считают одним из факторов риска развития розацеа. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей книге «Розацеа и купероз в практике косметолога».

Работа, в которой приняли участие 45 человек (21 мужчина и 22 женщины в возрасте 31 ± 2 года), проводилась на протяжении 22 дней. Часть участников спала полноценные 8 часов с 23 до 7 утра (контрольная группа), а другая часть находилась в условиях ограничения сна. Их режим сна был следующим: 3 ночи сна с 3-х до 7-ми утра, затем восстановительная ночь из 8-часового сна. Цикл повторялся 4 раза.

Тесты на реактивность микроциркуляции кожи предплечий проводился с помощью обработки вазодилятаторами: на исходном уровне, в последний день каждого экспериментального блока и в конце восстановления. Эндотелий-зависимая вазодилятация оценивалась с помощью использования ацетилхолина (он стимулирует выброс синтазы оксида азота эндотелиальными клетками и, следовательно, повышает уровень вазодилятирующего NO), а эндотелий-независимая — путем использования нитропруссида натрия (он сам является источником NO).

Несмотря на то, что авторы ожидали увидеть заметные нарушения в реактивности микроциркуляторного русла высыпающихся и недосыпающих людей, особых отличий между ними не было. Хотя когда дополнительно сравнили мужчин и женщин, мужчин наблюдалось значительное прогрессирующее (дозозависимое) увеличение вазодилатации кожи (p = 0,02). Новым и неожиданным открытием стало то, что в период восстановления у мужчин, которые подвергались повторным ограничениям сна, повышался уровень ИЛ-8 и снижался норэпинефрин.

Авторы предполагают, эти данные предоставляют собой дополнительные доказательства длительных процессов восстановления вегетативной нервной системы после нарастания дефицита сна.

 У женщин не было обнаружено изменений в макро- или микроциркуляции, однако они показали статистическую тенденцию зависимых от потери сна изменений ИЛ-6.  Интересно, что и другие исследования говорят о повышении ИЛ-6 после недостатка сна только у женщин, но не у мужчин.

Нужно обратить внимание, что микроциркуляция в исследовании оценивалась только на коже предплечья, что не отражает изменений перфузии кожи всего тела и тем более лица, на котором, как известно, гораздо более обширная, активная и чувствительная система кровообращения. Кроме того, ограничением исследования был трехдневный недостаток сна с последующим днем восстановления у здоровых молодых людей — что может «восприниматься» их организмом как острый стресс, а не хронический недосып, в котором находится множество людей по всему миру. Это разные виды стресса, и исследования не сравнивали их напрямую.

Однако в любом случае авторы предполагают, что, учитывая накопление ИЛ-8 в эндотелиальных клетках, увеличение его количества после восстановительного сна действительно может указывать на вовлечение эндотелиальных клеток в процессы, обусловленные недосыпанием. Но эти процессы отличаются у мужчин и женщин. Как именно — предстоит выяснить в будущих исследованиях.

Источники:

  1. Yang H., Baltzis D., Bhatt V., Haack M., Meier-Ewert H., Gautam S., Veves A., Mullington J.M. Macro- and micro- vascular reactivity during repetitive exposure to shortened sleep: sex differences. Sleep. 2020 Nov 29:zsaa257.
  2. Kim E. et al. A study of skin characteristics with long-term sleep restriction in Korean women in their 40s. Skin Res Technol 2019 Nov 6.
 
×