СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ПОМОГАЮТ ПРАВИЛЬНО ЗАЩИЩАТЬ КОЖУ ОТ СОЛНЦА
10.05.2022
Ежегодно с началом периода активного солнца встает вопрос использования солнцезащитных средств. И хотя, казалось бы, уже все знают о необходимости их применения для сохранения здоровья и молодости кожи, лишь небольшая часть потребителей использует их правильно — так, чтобы они обеспечивали заявленную защиту. А защищают они от таких негативных последствий действия солнечного света, как рак кожи разных типов, включая самый опасный — меланому, а также появления признаков фотостарения кожи: гиперкератоза, снижения упругости и эластичности, появления морщин, пигментации и купероза.
Большинство при выборе средства ориентируется на такую основную маркировку, как SPF — sun protection factor (солнцезащитный фактор), отображающий защиту от ультрафиолета В. Чем выше значение SPF средства, тем надежнее защита. При этом чем светлее кожа, тем более высокий SPF необходимо выбирать. Например, если кожа очень светлая и человек может находиться на солнце без покраснения в среднем только 5 мин, то, применив средство с SPF 8, он теоретически может продлить себе это удовольствие в 8 раз, т.е. 5 мин. х 8 = 40 мин. Однако не все так просто. В реальности показатель необходимого SPF зависит от многих факторов: не только фототипа, но и количества нанесенного препарата, внешних условий «эксплуатации» (интенсивность УФ-излучения, вода, трение о песок) и пр. И количество нанесенного препарата и условия эксплуатации также очень важны, поскольку обещанный уровень фотозащиты будет обеспечиваться только если наносить средство так, как рекомендуют производители — в количестве 2 мг/см2 и обновлять каждые 2 часа. Но среднестатистический потребитель использует препарат в меньшем объеме — по усредненным оценкам, примерно 0,5 мг/см2. В итоге обещанная защита от солнца будет, по крайней мере, в четыре раза слабее. И проблема усугубляется еще и тем, что потребитель будет иметь ложное ощущение уверенности, что он защищен, и поэтому проводить на солнце куда больше времени, чем может допустить его защита.
В недавней работе ученые выполнили систематический обзор исследований, касающихся того, может ли использование различных цифровых продуктов (приложений в телефоне, электронных сообщений и т.д.) улучшить защиту кожи, а именно помочь потребителям правильно себя вести и корректно использовать солнцезащитные средства, а также повысить внимание к ее состоянию (выполнять регулярные самообследования). С этой целью они проанализировали 2507 исследований, отобрав из них 62, полностью соответствующих критериям включения. Большинство исследований было проведено в США (n = 44), затем следуют Австралия (n = 8), Великобритания (n = 4), Германия (2), Северная Ирландия (n = 1), Венгрия (n = 1). , Испания (n = 1) и Бельгия (n = 1). Размер выборки варьировался от 21 до 1290 человек, средний возраст выборок колебался от 13,75 до 59,1 года. В большинстве исследований (n = 44) оценивались только результаты, связанные с защитой от солнца, в семи исследованиях оценивались результаты самообследования кожи, в девяти исследованиях изучались оба фактора, а в двух оценивались другие связанные результаты.
В качестве цифровых продуктов оповещения о корректном солнцезащитном поведении и использовании солнцезащитных средств отмечены веб-сайты (n = 29), мобильные приложения (n = 12), игры (n = 1), электронные письма или текстовые сообщения (n = 8), видео (n = 6), социальные сети (n = 3), текстовые сообщения и мобильные приложения (n = 2), и как текстовые сообщения, так и видео (n = 1). В некоторых работах их влияние на поведение потребителей сравнивалось с контрольной группой, в которой не использовались никакие дополнительные информационные источники, в некоторых сравнение шло с печатными материалами, в некоторых сравнивались цифровые методы между собой.
В итоге почти все исследования показали, что использование различного рода цифровых продуктов повышало осведомленность и улучшало солнцезащитное поведение людей (в том числе корректность использования солнцезащитных средств и методов, а также регулярность самоосмотров) в сравнении с общей популяцией, и даже в сравнении с людьми, получающими соответствующую информацию из печатных источников.
Таким образом, одним из эффективных и перспективных инструментов косметологов и дерматологов в плане коррекции солнцезащитного поведения своих клиентов могут быть цифровые продукты. В том числе подчеркнем наличие различных приложений, которые будут напоминать потребителям о том, когда и как правильно использовать средства для защиты от солнца именно в их случае (индивидуальный подбор рекомендаций в зависимости от фототипа, проблем кожи, автоматически обновляемой активности солнца в конкретной местности и т.д.), за какими параметрами кожи стоит следить и как в целом себя вести, чтобы сохранить здоровье и молодость кожи. В настоящее время таких приложений, в том числе бесплатных, довольно много — можно выбрать на любой вкус. Важная миссия специалиста состоит в том, чтобы рассказать об их существовании.
Источник:
Niu Z., Bhurosy T., Heckman C.J. Digital interventions for promoting sun protection and skin self-examination behaviors: A systematic review. Prev Med Rep 2022; 26: 101709.