«НОБЕЛЕВСКИЕ» РЕЦЕПТОРЫ И ИХ СВЯЗЬ С ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ КОЖЕЙ И РОЗАЦЕА
07.10.2021
На этой неделе была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине за 2021 год. Ее получили Дэвид Джулиус и Арден Патапутян «за открытие рецепторов температуры и прикосновения». По этому поводу уже выпущено множество публикаций, но мы бы хотели рассказать о том, как эти рецепторы, в частности рецептор температуры TRPV1, вовлечены в патогенез чувствительной кожи и розацеа.
Кожа — это не только барьер, но и сенсор, расположенный на границе внешнего и внутреннего мира организма. Любые изменения, которые происходят на этой границе — по обе ее стороны — воспринимаются различными чувствительными структурами и передаются в центральную нервную систему, где структурируются и обрабатываются. Результатом обработки полученной информации является ответная реакция, «команда», как реагировать на данные изменения. К сожалению, в некоторых случаях данная реакция может быть причиной формирования различных заболеваний кожи, как, например, в случае нейрогенного воспаления.
Нейрогенное воспаление — это процесс, в ходе которого сигнальные вещества, выбрасываемые кожными нервами в ответ на действие различного рода раздражителей, инициируют воспалительный ответ.
И здесь, как и в первую очередь в восприятии различного вида раздражений свободными нервными окончаниями, играют роль специальные рецепторы, в частности катионные каналы с транзиторным рецепторным потенциалом (Transient Receptor Potential, TRP). Это целое большое семейство трансмембранных рецепторов, регулирующих проницаемость для катионов — главным образом Са2+ и Mg2+, и расположенных как свободных нервных окончаниях чувствительных нейронов, так и кератиноцитах, фибробластах, сосудах, клетках иммунной системы и тучных клетках, а также во многих других тканях организма, в том числе в кишечнике. Эти канальцы активируются физическими, механическими и химическими факторами, при этом возможна их патологическая или усиленная стимуляция.
В настоящее время известно довольно много видов TRP рецепторов, основными из которых в кожной чувствительности являются:
- TRPV1 — активируются капсаицином, форболовыми эфирами, тепловым воздействием, протонами (т.е. низким рН), ультрафиолетом;
- TRPV3 — стимулируются тепловым воздействием и камфорой;
- TRPV4 — реагируют на тепло, механическое давление, гипоосмолярный стресс, производные форболовых эфиров;
- TRPV8 и TRPМ8 — запускаются холодом и ментолом;
- TRPА1 — активируются горчичным маслом, низкими температурами и различными химическими компонентами.
Помимо собственно рецепторной (т. е. воспринимающей) функции, чувствительные структуры с данными рецепторами выделяют в окружающее их межклеточное пространство различные биологически активные вещества, которые служат медиаторами и участвуют в локальных процессах межклеточной коммуникации. Так, при длительной сильной стимуляции свободные нервные окончания выделяют субстанцию Р и кокальцигенин (пептид, связанный с геном кальцитонина, CGRP), а также другие агенты, вызывающие расширение сосудов и повышающие проницаемость сосудистой стенки. Субстанция P участвует в локальной регуляции кровотока и вызывает дегрануляцию тучных клеток, что приводит к повышению уровня провоспалительных цитокинов (например, ИЛ-1, ИЛ-3 и ИЛ-8), хемокинов (например, CCL2, CXCL9, CXCL10, CCL5 и CXCL8), фактора некроза опухолей (TNF)-α и фактора роста эндотелия сосудов (VEGF). Это естественные реакции, направленная на то, чтобы компенсировать действие раздражителей, однако они могут быть избыточны, что и лежит в основе нейрогенного воспаления. В зависимости от силы и продолжительности действия раздражающего стимула (а это будет зависеть и от числа рецепторов и нервных окончаний), реакция кожи может проявляться только зудом (жжением, пощипыванием и т.д.), а может сопровождаться покраснением кожи и отеком.
Именно эти процессы являются ключевыми в патогенезе чувствительной кожи, а также вносят существенный вклад в развитие розацеа. И у тех, и у других отмечено увеличение числа TRP рецепторов в коже. В частности, при розацеа отмечается повышение количества ванилоидных рецепторов TRPV1 и рецепторов анкирина 1 — TRPA1. Они обнаруживаются как на чувствительных нейронах (плотность которых у пациентов с эритематозно-телеангиэктатической формой розацеа увеличена), кератиноцитах, фибробластах, сосудах, клетках иммунной системы и тучных клетках, так во многих других тканях организма, в том числе в кишечнике. У пациентов же с чувствительной кожей увеличено число TRPV1 рецепторов, а также ASIC3 — чувствительных к кислотам ионных каналов.
Именно за открытие TRPV1 (а также воспринимающего холод рецептора TRPM8 и давление — PIEZO) и была выдана Нобелевская премия по физиологии и медицине в 2021 году. Это открытие не только помогло понять как наша кожа ощущает, но и в последующем найти специфические антагонисты — вещества, ингибирующие работу рецепторов и таким образом снижающие чувствительность и реакцию кожи на раздражители, а также разработать на их основе косметические ингредиенты (например, Defensil Soft (Albatrellus ovinus extract, экстракт северного трюфеля), Skinasensyl (Acetyl Tatrapeptide-15), Delisens (Acetyl Hexapeptide-46), Telagyl (Acetyl Hexapeptide-33) и др.). При этом активность некоторых из этих соединений очень высока. Например, всего две молекулы грифолина — одного из активных компонентов северного трюфеля, обеспечивает полную блокаду одного TRPV1 рецептора. Причем показано, что использование экстракта снижает чувствительность ко всем триггерам TRPV1 — и теплу, и капсаицину, и другим раздражителям.
Подробнее о причинах, формах и методах лечения розацеа и синдрома чувствительной кожи вы можете прочитать в наших книгах «Розацеа и купероз в практике косметолога» и «Чувствительная кожа в практике косметолога».
Источники:
Розацеа и купероз в практике косметолога. Под общ. ред. Эрнандес Е.М., Раханской Е.М., Москва, 2020.
Чувствительная кожа в практике косметолога. Под общ. ред. Эрнандес Е.М., Раханской Е.М., Москва, 2020.