ПРЕ-, ПРО- И ПОСТБИОТИКИ В КОСМЕТИКЕ: СТАВИМ ТОЧКИ НАД I
19.04.2022
Последние годы мы наблюдаем бум вокруг микробиома и его влияния на здоровье человека в целом и микробиома кожи в частности. Множество исследований показывает вовлеченность микроорганизмов, населяющих нашу кожу, в развитие различных патологических состояний, равно и как поддержание здоровья. Сегодня практически каждый косметический бренд имеет в своем портфеле дружественные микробиома средства, содержащие «пробиотики» и/или «пребиотики». Однако эти определения далеко не всегда соответствуют тому, что действительно мы наносим на кожу в составе косметических средств. Дело в том, что обозначение различных агентов (как и сами эти агенты) для поддержания микробиома пришли в косметическую индустрию из нутрициологии и пищевой промышленности.
В нутрициологии устоялись следующие определения:
- Пробиотики — живые микроорганизмы, которые при приеме внутрь в адекватных количествах положительно влияют на здоровье человека. Чаще всего это микроорганизмы из рода Lactobacillus и Bifidobacterium, в норме доминирующие в пищеварительном тракте человека.
- Пребиотики — неживые пищевые компоненты, которые модулируют структуру и функции кишечного микробиома и таким образом положительно влияют на здоровье человека.
- Постбиотики — это продукты метаболизма пробиотиков, обладающие положительной биологической активностью в отношении организма-хозяина.
Эти определения относятся к пищевым продуктам и не могут быть автоматически распространены на косметику, хотя именно это, к сожалению, и произошло, что создало довольно значительную путаницу. И самый большой вопрос к пробиотикам.
Во-первых, микробиомы кишечника и кожи существенно отличаются — то, что является пробиотиком для кишечника, совсем необязательно будет родственным для кожного микробиома.
Во-вторых, присутствие любых микроорганизмов в косметическом средстве противоречит основным законам о безопасности косметики, согласно которым косметическое средство должно быть микробиологически чистым. Для этого в средство вводятся различные ингредиенты, о которых мы говорили выше, в том числе консерванты, угнетающие любые бактерии. Сделать так, чтобы они действовали только на «плохие» и не трогали «хорошие» бактерии, практически нереально (консерванты не столь селективны, как антибиотики, а антибиотики в косметике использовать нельзя).
В-третьих, мало ввести микроорганизмы в средство, нужно сохранить их жизнеспособность в течение многих месяцев, не допуская ни гибели, ни избыточного размножения, что также непростая технологическая задача.
И, в-четвертых, даже если мы донесем микроорганизмы до кожи, остается вопрос успешной колонизации. Они могут просто не прижиться (и это довольно существенный вопрос). Или, что также теоретически возможно, стать источником инфекции. Поэтому в косметических средствах истинные пробиотики — живые микроорганизмы — практически не используются.
Исключение — некоторые современные высокотехнологичные разработки, как, например, кремы CAN и CAN+ с микрокапсулированными лактобактериями от компании Yun. Также интересна идея спреев (но не классических косметических форм) с живой бактерией Nitrosomonas. Ученые предполагают, что люди «утеряли» эту бактерию, активно разлагающую пот, в результате повсеместного использования детергентов в моющих средствах. Однако ее повторное заселение на кожу может привести к выраженному уменьшению любых воспалительных явлений и улучшению состояния последней. Так ли это на самом деле — вопрос спорный. В отдельном исследовании использование высокой концентрации Nitrosomonas eutropha привело к значительному уменьшению глубины морщин и гиперпигментации лба и межбровной области.
И все же нужно отметить, что на настоящий момент это действительно единичные разработки, и их число особо не увеличивается несмотря на то, что на рынке они уже несколько лет. Видимо, все действительно «не так просто».
Таким образом, в современной косметической индустрии используются не живые микроорганизмы (как в случае пробиотических продуктов для приема внутрь с целью поддержания кишечного микробиома), а продукты, полученные путем экстракции, ферментирования и прочих технологических процессов с этими микроорганизмами. В этих продуктах, называемых пробиотическими фракциями, могут присутствовать фрагменты микроорганизмов или же вытяжки специфических веществ с различной биологической активностью.
Наиболее часто используются лизаты. Для их получения необходимые бактерии сначала культивируют соответствующим образом на обогащенных средах, а затем разрушают путем ферментативного гидролиза. В итоге получается смесь, состоящая из обломков клеточных стенок и внутриклеточного содержимого (пептиды, аминокислоты, витамины, пептидогликаны, ди- и полисахариды и др.). Эти компоненты собственная микрофлора кожи поглощает, а отдельные из них и распознает как сигналы к активации различных процессов, например, что «сородичи» погибли и нужно активировать деление клеток, чтобы восполнить потерю или усилить защиту, если воспринимают погибших как потенциальных агрессоров. Таким образом увеличивается количество «хороших» микроорганизмов, но уже собственных (нет проблемы колонизации) и восстанавливается баланс микробиома. Кроме лизатов, могут использоваться биологически активные соединения, синтезируемые бактериями, которые экстрагируют из бактериальной массы (данный тип продукта называется экстрактом). Для обозначения микробиологического лизата и экстракта в составе средства сначала пишется латинское название микроорганизма, к которому добавляют слова Ferment, Ferment Lysate, Ferment Extract или Ferment Filtrate Extract.
То есть то, что называется пробиотиками в составе косметических средств по своей сути является постбиотиками согласно нутрицевтической терминологии.
Подробнее о том, какие пост- и пребиотики применяются в составе косметических средств и других косметологических продуктах, и той пользе, которую они дают, вы можете прочитать в наших книгах «Анатомия современной косметики. Как читать этикетку?» и «НОВАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. Основы современной косметологии».