QS ND:YAG ЛАЗЕРЫ УЛУЧШАЮТ БАРЬЕРНЫЕ ФУНКЦИИ КОЖИ?
21.05.2019
Когда мы говорим про возрастные изменения кожи, то в первую очередь подразумеваем процессы, происходящие в ее дермальном слое. Однако эти изменения затрагивают все ее слои и функции, в том числе барьерную. В поддержании последней задействовано множество структур и активных соединений, например:
• Белок теплового шока 70 (HSP70) синтезируется главным образом в ответ на действие ультрафиолетового (УФ) излучения. HTP 70 защищает клетки и принимает участие в нормальном заживлении ран, ингибирует генетически детерминированную экспрессию провоспалительных цитокинов.
• Трансглутаминаза (ТГ) служит маркером дифференцировки кератиноцитов. ТГ вызывает формирование «сшивок» в молекулах белка, что приводит к упрочнению белкового каркаса, в том числе при восстановлении нарушенного эпидермального барьера.
• Аквапорины (АКП, AQP) представляют собой каналы, которые избирательно пропускают молекулы воды и глицерина, препятствуя протоку ионов и других растворимых веществ. АКП ответственны за поддержание водно-ионного баланса кожи. Транспорт воды посредством АКП-3 способствует миграции кератиноцитов, в то время как транспорт глицерина обеспечивает эластичность, гидратацию, сохранение барьерной функции. Снижающееся с возрастом количество АКП вносит свой вклад в развитие ксероза — маркера старения кожи.
• Филаггрин — структурный белок, участвующий в сохранении гомеостаза кожи. Производные филаггрина, органические кислоты, помогают поддерживать в эпидермисе требуемое значение pH. Нехватка филаггрина повышает риск развития воспалительных заболеваний кожи.
Очень интересное исследование, опубликованное в журнале Lasers in Medical Science (2019; 34(3): 595-605), выполнили ученые из Италии. Они проверили, как влияет на барьерную функцию кожи и работку фибробластов обработка клеток с помощью Q-Switched 1064 нм Nd:YAG лазеров.
Первым этапом они обработали культуру кератиноцитов лазерным излучением с разной плотностью потока и посмотрели, как меняется экспрессия основных генов, отвечающих за поддержание кожного барьера через 6, 12 и 24 часа.
Содержание аквапорина-3 и филаггрина увеличилось в среднем на 50%, а ТГ и HTP 70 — примерно на 40%.
Что касается фибробластов, то они не обрабатывались лазером напрямую, а были помещены в кондиционированную среду, в которой на протяжении 24 часов содержались кератиноциты после лазерного воздействия. Такая среда содержит различные биологически активные продукты жизнедеятельности (в том числе сигнальные молекулы) предварительно культивированных в ней клеток. В итоге под их действием в фибробластах отмечалось снижение экспрессии ММП-1 и -6, а также увеличение TGF-ß, коллагена I типа и эластина по сравнению с фибробластами, выращиваемыми в среде интактных кератиноцитов — т.е. только за счет веществ, синтез которых активировало лазерное воздействие.
Представленное исследование показывает, что in vitro фототерапия при помощи 1064 нм Q-Switched Nd:YAG лазера обеспечивает повышение экспрессии АКП-3, филаггрина, ТГ и HTP-70 — таким образом способствуя укреплению барьерной функции кожи наряду с ожидаемыми эффектами ремоделирования дермы. Разумеется, нельзя забывать, что результаты, полученные in vitro, будут отличаться от реальных in vivo эффектов, однако проведенное исследование показывает, что неаблятивное воздействие с помощью Q-Switched 1064 нм Nd:YAG лазера может помочь не только в омоложении дермального слоя, но и в укреплении барьерной функции эпидермиса.
Подробнее об этом исследовании мы расскажем в журнале «Косметика и медицина» №2/2019. Следите за нашими обновлениями!