РАННЯЯ ЛАЗЕРНАЯ ОБРАБОТКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РУБЦОВ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
06.04.2020
Рубцы могут возникнуть в результате целого ряда причин: несчастные случаи, хирургические операции и даже акне. Они являются итогом процесса заживления кожного повреждения и их образование находится под влиянием различных этиологических факторов: генетической предрасположенности; глубины, типа и места повреждения; наличия инфекционного агента; и гормонального фона. Каждый случай требует индивидуального подхода и оптимального выбора метода коррекции.
Патогенез и клиническое проявление различных видов рубцов
Важным пунктом в выборе метода терапии рубцов является их клинико-морфологическая характеристика, которая и определяет протокол лечения. Существующая классификация подразделяет рубцы, требующие терапевтического вмешательства, на атрофические, гипертрофические и келоидные (табл. 1).
Таблица 1. Классификация рубцов
Тип рубцов |
Гистологическая картина |
Клиническое проявление |
Атрофические |
Отсутствие клеток и сосудов, атрофия дермы, выраженный фиброз |
Располагаются ниже уровня кожи в виде ямок и кратеров. Могут быть колотыми, закругленными, прямоугольными. Поверхность их более светлая. Кожа над ними тонкая, дряблая, часто имеет поперечную исчерченность |
Гипертрофические |
Разрастание коллагеновых волокон, увеличение количества фибробластов, наличие развитой сосудистой сети |
Плотные, выступающие над уровнем кожи образования с умеренно или слабобугристой блестящей поверхностью. Вначале они имеют ярко-красный цвет, позднее становятся желто-белыми. Располагаются в пределах границ исходного места повреждения, могут со временем регрессировать |
Келоидные |
Более выраженное увеличение количества фибробластов и пучков коллагеновых волокон, которые образуют узловые структуры, подобные тем, что вырабатываются гипертрофированными рубцами, но простирающиеся за пределы края первичной раны |
Упругие, выступающие более чем на 0,5 см над уровнем кожи образования. Бугристые, блестящие, красно-пурпурного цвета. Сопровождаются зудом и повышенной болевой чувствительностью. Склоны к инвазивному росту за пределы первоначального повреждения, не регрессируют с течением времени. Хотя их можно увидеть на всех типах кожи, келоиды чаще всего появляются у пациентов с более темными фототипами кожи и связаны с наследственными метаболическими изменениями коллагена
|
В основе патогенеза гипертрофических и келоидных рубцов лежат нарушения процессов синтеза и деградации коллагена во время ремоделирующей фазы заживления раны:
- влияние факторов роста (TGF-β) на развитие рубцов путем стимуляции ангиогенеза, синтеза коллагена, пролиферации фибробластов, ингибиции деградации цитоплазматического матрикса;
- повышение активности ингибиторов металлопротеиназ, приводящее к образованию избыточного коллагена;
- нарушения процессов апоптоза фибробластов на фоне супрессии белка р53, являющегося регулятором клеточного цикла.
Атрофические рубцы, напротив, представляют собой патологию, связанную с активацией медиаторов воспаления и ферментативной деградацией коллагенового и эластинового компонента дермы во время воспалительных заболеваний кожи, таких как ветряная оспа, акне, туберкулез кожи.
Наиболее распространенные лазерные технологии
Из аблятивных лазеров для терапии гипертрофических и келоидных рубцов используются в основном углекислотный — CO2-лазер и эрбиевый — Er:YAG-лазер. Как показывают наблюдения, использование CO2-лазера позволяет добиться клинически значимых результатов на 50–81% уже после первой процедуры. А за счет стимуляции коллагеногенеза и ремоделирования кожи эффективность лечения возрастает в течение 18 мес после процедуры. Фототермолиз с использованием Er:YAG-лазера является менее травматичным аблятивным методом за счет высокой тропности его излучения к молекулам воды. Однако для достижения эффекта, сопоставимого с CO2-лазером, необходимо проведение большего количества процедур. CO2- и Er:YAG-лазеры также эффективны при атрофических рубцах благодаря своей способности сглаживать их структуру и стимулировать выработку коллагена, хотя для реэпителизации обычно им требуется 4–7 дней для Er:YAG и 7–10 дней для CO2-лазера.
В последнее время наиболее эффективным и безопасным выбором терапии считается фракционная аблятивная лазерная шлифовка. Во время процедуры CO2- или Er:YAG-лазер воздействует на кожу фракционно, т.е. точечно, формируя микроучастки термального повреждения. Благодаря такому щадящему действию метод обеспечивает быстрый результат с коротким периодом восстановления.
Двойное слепое клиническое исследование терапии рандомизированно разделенных на две половины рубцов аблятивными фракционным и нефракционным Er:YAG-лазерами, проведенное в 2016 г. сотрудниками отдела дерматологии Луисвиллского университета, продемонстрировало более успешное разрешение рубцов при их коррекции фракционным лазером по сравнению с терапией полностью аблятивным. При этом 94% пациентов более высоко оценили эстетические улучшения половины рубца, обработанной фракционным аблятивным Er:YAG-лазером. Другое исследование показало, что фракционный CO2-лазер эффективен при 6-месячном лечении атрофических травматических рубцов у 70% пациентов.
Для лечения гипертрофических рубцов и келоидов наиболее распространенным неаблятивным лазером считается импульсный лазер на красителях (ИЛК) с длиной волны от 585 до 595 нм. Он эффективно улучшает васкуляризацию и цвет, а также уменьшает толщину гипертрофических и келоидных рубцов. В статье, опубликованной в Dermatologic Surgery в 2016 г., сообщалось об уменьшении выраженности гипертрофических рубцов на 57–83% после одного-двух сеансов лечения с помощью ИЛК.
Сравнение неаблятивного фракционного лазера (НАФЛ) с ИЛК для лечения хирургических рубцов, проведенное в 2009 г., показало, что НАФЛ по эффективности превосходил ИЛК, и 83% пациентов предпочли половину рубца, обработанную им. Также авторы подчеркнули, что НАФЛ значительно улучшает такие параметры рубцов, как пигментация и толщина.
Для атрофических же рубцов наиболее часто используемыми неаблятивными лазерами являются неодимовый (Nd:YAG-) и диодный лазер с длиной волны 1450 нм. Они имеют минимальное время реабилитации, но дают медленные результаты, причем самое значительное улучшение отмечается только через 3–6 мес после последней лазерной обработки.
О новых исследованиях, изучающих эффективность и безопасность ранней лазерной обработки для коррекции свежих рубцов и стимуляции нормотрофического пути заживления, вы можете прочитать в статье «Лазерная коррекция различных видов рубцов: обзор современных клинических исследований», опубликованной в журнале «Аппаратная косметология» №1-2020.
Комментарий эксперта
Гераськова Наталья Николаевна
Врач-дерматовенеролог, косметолог, член Американского общества лазерной медицины и хирургии (ASLMS), главный врач Клиники лазерной и эстетической медицины «Лорексиния», Дубна, РФ
Современные лазерные технологии позволяют достаточно успешно корректировать рубцовую деформацию кожи. У нас накоплен большой клинический опыт коррекции рубцов с использованием лазеров Aerolase Nd:YAG MicroPuls 1064 нм и Er:YAG 2940 нм с фракционной насадкой.
Неаблятивный лазер Nd:YAG 1064 нм 650 мкс используется для терапии свежих атрофических рубцов и стрий, под действием лазерного излучения происходит элиминация сосудистого компонента рубца, улучшается процесс регенерации в области дна рубцовой деформации, края раны ближе подтягиваются друг к другу. Используя эту технологию, можно, при динамическом наблюдении за формированием рубца, вовремя предупредить трансформацию гипертрофического рубца в келоидный рубец. В лазерном лечении небольших келоидных рубцов коагуляция сосудов в строме рубца способна перевести его в гипертрофическую форму. При визуальной оценке наблюдается уменьшение объема и побледнение рубцовой ткани, субъективно у пациентов исчезает зуд и чувство распирания в области рубца.
Аблятивный лазер Er:YAG 2940 нм интересен тем, что дает четкий контроль глубины воздействия, послойно испаряет ткань до появления кровяной росы, работает в холодном режиме. Это принципиально важные аспекты для работы с фиброзной тканью, которая может отреагировать на выраженную тепловую стимуляцию усилением роста, особенно в зонах риска (верхний плечевой пояс), а также у категории пациентов, склонных к формированию келоидных и гипертрофических рубцов. Эрбиевый лазер демонстрирует большую маневренность и может применяться как для поверхностных многократных подшлифовок, так и для глубоких однократных шлифовок в зависимости от поставленной задачи.
Методики с использованием фракционной насадки оказывают коллагениндуцирующее действие на зоны с дефицитом соединительной ткани под рубцом. Такие дефекты образуются при растяжках, после травм или хирургических манипуляций в зонах повышенной мимической активности, что может приводить к расхождению краев раны и западению кожи. Ширина рубцов превосходит их глубину. Дно чаще находится на уровне дермы. В комплексной терапии атрофических рубцов множественная наноперфорация истонченной кожи в режиме эрбиевого лазера активизирует синтез белков, образующих каркас дермы.
Довольно часто пациенты обращаются за помощью к врачу-косметологу поздно. Принято считать, что начинать корректировать рубцы можно не раньше чем через полгода, год. Но с приходом в практику лазерных технологий многое изменилось. Появилась возможность корректировать свежие рубцы, направлять формирование ткани в ходе клинического наблюдения в необходимом для эстетически красивой эпителизации направлении. Восстановление целостности кожных покровов можно, нужно и возможно держать под профессиональным контролем.
На правах рекламы