Каталог

ТРАНСДЕРМАЛЬНАЯ КАРБОКСИТЕРАПИЯ — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД БОРЬБЫ С ГИПОКСИЕЙ НА УРОВНЕ КОЖИ

05.06.2023

Никулина Анна Эдуардовна
Врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, трихолог,
сертифицированный тренер-эксперт Magiray в России

Средняя площадь поверхности кожи взрослого человека составляет 1,8 м2 и содержит почти 85 млрд ядросодержащих клеток. Каждый час человек теряет 200 млн клеток кожи, за сутки эти потери суммируются до космического значения — 5000 млн клеток кожи [1]. Для простого восполнения потерь требуется ежедневная генерация 3 млрд кератиноцитов, что требует колоссальных энергозатрат [2]. Универсальным источником энергии для всех биохимических и физиологических процессов служит аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), образующаяся в митохондриях во время клеточного дыхания. Клеточное, или тканевое, дыхание — совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды. Для этого в большом количестве нужен кислород (O2).

Кожа практически автономно снабжается O2 из воздуха вплоть до ретикулярного слоя дермы путем пассивной диффузии по градиенту концентрации, однако с возрастом способность усваивания кислорода клетками кожи снижается.

Согласно исследованию Mizukoshi K. и соавт., по мере старения степень насыщения кислородом кожи меняется [3]. При помощи спектроскопии в ближней инфракрасной области авторы измерили регионарное насыщение гемоглобина кислородом (regional saturation of oxygen; rSO2) в сосудистом бассейне кожи лица. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте 20–60 лет. Значения rSO2 различались среди участниц и лежали в диапазоне 52–66%. Авторы отметили тенденцию к снижению rSO2 у участниц исследования старшей возрастной группы (рис. 1). В то же время для уровня насыщения кожи кислородом, измеренного при помощи пульсоксиметра на пальце, также было характерно значительное снижение с возрастом. Эти результаты указывают на наличие тенденции к возрастному снижению степени насыщения кислородом не только в организме в целом, но и в коже лица.

Нехватка кислорода влечет за собой нарушения метаболизма, энергообмена и отрицательно сказывается на структурно-функциональном состоянии тканей. Устойчивая нехватка кислорода на тканевом уровне, называемая гипоксией, сопряжена со многими патологическими процессами, включая хроническое воспаление, хронические раны, медленно заживающие переломы, микрососудистые осложнения диабета и метастатическое распространение опухолей. Длительный дефицит O2 в тканях создает микросреду, которая поддерживает воспаление и запускает переход клеток в «режим выживания» для предотвращения клеточной гибели в условиях нехватки O2. На уровне кожи это проявляется в виде снижения упругости, эластичности и изменения цвета.

Известно, что снижение степени насыщения кожи кислородом способствует фиброзу и подавляет деградацию транскрипционного фактора, индуцируемого гипоксией (hypoxiainducible factor; HIF) [4]. В результате меняется экспрессия генов, регулирующих синтез коллагена и клеточную адгезию.

Нехватка кислорода напрямую влияет на цвет кожи. Была выявлена взаимосвязь между насыщением крови кислородом, которое представляет собой отношение окисленного гемоглобина к восстановленному гемоглобину, и видимым цветом кожи. Изменение цвета кожи происходит в результате колебаний цвета гемоглобина в зависимости от его окисленного/восстановленного состояния [3]. Если кровь достаточно насыщена кислородом, то капилляры приобретают ярко-красный цвет, что придает коже лица здоровый естественный вид. При нехватке кислорода румянец сменяется бледностью, лицо становится синюшным.

 

Углекислый газ — естественный активатор борьбы с гипоксией

Когда кровоток слишком низок или потребность тканей в O2 превышает его доставку (например, во время физической нагрузки), возникает тканевая гипоксия: в тканях накапливаются побочные продукты обмена веществ, включая углекислый газ (CO2) [1, 2].

CO2 образуется в процессе клеточного дыхания при расщеплении жиров и белков. Для нормального функционирования тканей необходим баланс между доставкой O2 и удалением CO2. CO2 вызывает расширение кровеносных сосудов, что приводит к усилению кровотока, увеличению доставки O2 и удалению сосудорасширяющих метаболитов. В результате ослабления стимулирующих расширение сосудов сигналов кровоток возвращается к гомеостатическому уровню. Подобная регуляция кровотока гарантирует адекватное снабжение тканей кровью и стабильность микрососудистого русла: локальное поступление O2 в кровь соответствует локальным потребностям тканей [5].

Таким образом CO2 — не просто «побочный продукт» клеточного дыхания. Он активно участвует в поддержании гомеостаза клеток и тканей, способствует усилению кровотока, повышению уровня оксигенации, уменьшению воспаления и усилению ангиогенеза. На уровне кожи повышение концентрации CO2 положительно влияет на обмен веществ, микроциркуляцию, течение воспалительных процессов, а также на регенерацию и ремоделирование кожи (табл. 1).

 Таблица 1. Физиологические эффекты CO2 на уровне кожи

 

Регуляция кровообращения

  • Расширение просвета сосудов кожи;
  • усиление притока крови к коже;
  • активизация клеточного обмена веществ;
  • тонизация мышц сосудистой стенки;
  • нормализация трофики кровеносных сосудов

Улучшение реологических показателей крови

Способствует более интенсивному высвобождению кислорода гемоглобином и поглощению его тканями

Противовоспалительное действие

  • Обладает выраженным противовоспалительным действием;
  • способствует быстрому подавлению воспалительных процессов и уменьшению проявлений постакне

Регенерация и восстановление тканей

  • Стимуляция неоангиогенеза;
  • активизация клеточного метаболизма и улучшение микроциркуляции, которые способствуют выработке компонентов межклеточного матрикса, фибронектина, гиалуроновой кислоты, аминокислот и полисахаридных комплексов

 

Благотворные биологические эффекты CO2 позволили использовать его для терапии заболеваний и патологических состояний, сопряженных с нарушениями микроциркуляции и гипоксией. Основанная на применении CO2 методика получила название карбокситерапии и заключается в чрескожном или подкожном введение СО2 в терапевтических целях.

Существуют различные методы повышения концентрации CO2 в тканях-мишенях:

  • купание в природной воде, обогащенной СО2, либо искусственно газированной воде;
  • чрескожное поступление природного CO2 сухим способом — кожу предварительно увлажняют, затем тело пациента или отдельную его часть покрывают герметичным мешком, куда вводят газообразный CO2;
  • прямая подкожная инъекция CO2;
  • неинвазивная трансдермальная карбокситерапия.

Первые три способа обладают рядом недостатков, не позволяющих широко применять их в косметологической и дерматологической практике. Появление топических средств, обеспечивающих неинвазивную трансдермальную доставку CO2 в кожу, стало новым витком развития карбокситерапии.

 

Трансдермальная карбокситерапия — безболезненное и безопасное использование терапевтических эффектов углекислого газа

При трансдермальной карбокситерапии на кожу наносятся лечебные средства, создающие на ее поверхности высокую концентрацию молекул CO2. Впоследствии CO2. проникает в кожу путем пассивной диффузии. Через 15 мин после процедуры парциальное давление СО2 постепенно возвращается к исходным показателям, в свою очередь, парциальное давление О2 остается повышенным.

Эффективность трансдермальной карбокситерапии подтверждена клиническими исследованиями. В ходе двойного слепого плацебо-контролируемого исследования Fukagawa S. и соавт. оценили влияние трансдермальной карбокситерапии на десквамацию рогового слоя [6]. В исследовании приняли участие 20 мужчин в возрасте 25–50 лет с сухой шелушащейся кожей щек. После 1 нед нанесения топического средства, содержащего CO2, 2 р/день наблюдалось снижение pH, а также уменьшение экспрессии десмоглеина 1 — гликопротена, участвующего в образовании межклеточных контактов (десмосом), что свидетельствует о нормализации процессов десквамации (рис. 2). Клинически наблюдалось уменьшение сухости и шелушения кожи.

Никулина КМ 2-2023 (БТМ) Рис 2.png

Yuki K. и соавт. изучили изменение локальных функциональных особенностей кожи под влиянием трансдермальной неинвазивной карбокситерапии [7]. Авторы отметили уменьшение трансэпидермальной потери воды, повышение гидратации кожи и подавление прогрессирования морщин на 40% после 8 нед ежедневного нанесения топического средства, содержащего высокую концентрацию CO2 (рис. 3).

Никулина КМ 2-2023 (БТМ) Рис 3.png

Воздействие на кожу без нарушения ее целостности в сочетании с высокой клинической эффективностью, удовлетворительным профилем безопасности, отсутствием болевых ощущений во время процедуры и необходимости в реабилитационном периоде повышают практическую ценность метода.

В эстетической медицине трансдермальная карбокситерапия нашла применение при следующих показаниях:

  • наличие признаков хроно- и фотостарения кожи — морщины, складки, эластоз, дряблость;
  • тусклый и серый цвет лица;
  • птоз верхнего и нижнего века;
  • расширенные поры;
  • изменение линии овала и появление «второго подбородка»;
  • гиперпигментация, сосудистые изменения и купероз;
  • постакне и акне;
  • пастозность кожи;
  • целлюлит.

 

Неинвазивная карбокситерапия от Magiray

Для осуществления трансдермальной карбокситерапии компания Magiray (Израиль) разработала щелочной препарат CARBOGEL exfo-activator Magiray (рН-9). Сочетанное применение кислотосодержащих препаратов Magiray (CLARITY PEEL AHA FOAM, ACTIVE ALPHA SERUM, GLYCOCARE RENEWING COMPLEX AHA cream STEP 1) с  CARBOGEL exfo-activator Magiray приводит к химической реакции, вызывающей образование и быстрое проникновение молекул углекислого газа в кожу с последующим усилением микроциркуляции, активизацией газообмена и насыщением кожи кислородом. Активные ингредиенты средств CARBOGEL exfo-activator Magiray и пены CLARITY PEEL AHA FOAM для трансдермальной карбокситерапии приведены в табл. 2.

Таблица 2. Средства для трансдермальной карбокситерапии CARBOGEL exfo-activator и CLARITY PEEL AHA FOAM от Magiray: активные ингредиенты и их свойства

 

АКТИВНЫЙ ИНГРЕДИЕНТ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

CARBOGEL exfo-activator

Экстракт астрагала

  • Уменьшает выраженность признаков фотостарения;
  • стимулирует регенерацию кожи после повреждения;
  • усиливает кровообращение;
  • стимулирует приток кислорода и питательных веществ к клеткам кожи;
  • активизирует выработку коллагена;
  • обеспечивает естественную подтяжку лица (лифтинг);
  •  улучшает цвет и внешний вид кожи

Экстракт пиона

  • Повышает упругость кожи;
  • способствует восстановлению барьерной функции эпидермиса;
  • обладает питательным и противовоспалительным действием;
  • успокаивает раздраженную кожу

Экстракт дикого ямса

  • Обладает антиоксидантным и иммуномодулирующим действием;
  • повышает плотность и эластичность кожи;
  • выравнивает тон;
  • снижает риск обострения высыпаний акне

Экстракт ягод годжи

Замедляет процесс старения клеток кожи за счет подавления процессов гликации

Экстракт жасмина

  • Усиливает естественные защитные свойства кожи;
  • стимулирует обменные процессы;
  • насыщает кожу витаминами;
  • придает коже гладкость и шелковистость

Патентованный комплекс Questice® Plus

  • Усиливает кровообращение;
  • стимулирует приток кислорода и питательных веществ к клеткам;
  • увлажняет кожу;
  • обладает охлаждающим и освежающим эффектом

CLARITY PEEL AHA FOAM

Гликолевая кислота

  • Ускоряет эксфолиацию ороговевших клеток;
  • способствует осветлению пигментных пятен, выравниванию текстуры кожи и устранению мелких морщин

Фитиновая кислота

  • Обладает глубоким мягким очищающим и отшелушивающим действием;
  • антиоксидантный эффект;
  • осветляющее действие;
  • противовоспалительное действие

Молочная кислота

  • Отшелушивает роговые клетки;
  • увлажняет и осветляет кожу;
  • стимулирует процессы регенерации и обновления

Экстракт розмарина

Бактерицидный, противовоспалительный и очищающий эффект

Экстракт мяты

Дезинфицирующие свойства, освежающий эффект

Экстракт коры белой ивы

Антиоксидантное, регенерирующее, противовоспалительное и тонизирующее действие

 

Протокол безынъекционной карбокситерапии Magiray

Протокол процедуры включает 7 этапов.

  1. Очищение (Очищающее Желе PURE CLEANSING GEL + Гидрофильное Желе MAGIC JELLY).
  2. Тонизация (Очищающий тоник REFINING FACIAL TONER).
  3. КарбокситерапияНанести кислотосодержащий препарат (CLARITY PEEL AHA FOAM, ACTIVE ALPHA SERUM, GLYCOCARE RENEWING COMPLEX AHA cream STEP 1), провести легкий массаж и добавить CARBOGEL exfo-activator. Продолжать массировать (до 10 мин), затем смыть водой. Во время реакции будут ощущаться зуд и охлаждающий эффект. Для более интенсивного результата поменять местами слои нанесения.
  4. Тонизация (REFINING FACIAL TONER).
  5. Маска-компресс (UNISPHERE active gel + T.C.C. + водорослевая пудра SEAWEED POWDER).
  6. Тонизация (REFINING FACIAL TONER).
  7. Завершение (CALMIFIN CREAM-MASK + Лифтинг-крем тональный SPF30 LIFTING TONE BASE SPF 30). Продолжительность процедуры составляет около 60 мин.

Безынъекционную карбокситерапию Magiray проводят не чаще 1 раза в неделю. Для чувствительной кожи рекомендуется домашний уход с SPF-защитой.

 

Заключение

Прибегая к карбокситерапии, мы используем естественные для нашего организма пути борьбы с гипоксией. Трансдермальная карбокситерапия наиболее физиологична: неинвазивное повышение концентрации CO2 в коже позволяет избежать многих осложнений инвазивных методов и делает процедуру комфортной для пациента. Линия топических средств для карбокситерапии от компании Magiray охватывает все этапы трансдермальной карбокситерапии, обеспечивая подготовку кожи к процедуре и постпроцедурный уход, что позволяет рекомендовать ее для применения с целью коррекции эстетических дефектов кожи, сопряженных с гипоксией и нарушениями микроциркуляции.

 

Литература

  1. Yokouchi M., Atsugi T., Logtestijn M.V., et al. Epidermal cell turnover across tight junctions based on Kelvin's tetrakaidecahedron cell shape. Elife 2016; 5: e19593.
  2. Bergstresser P.R., Pariser R.J., Taylor J.R. Counting and sizing of epidermal cells in normal human skin. J Invest Dermatol 1978; 70(5): 280.
  3. Mizukoshi K., Hamanaka Y., Niwayama M. Investigation of oxygen saturation in regions of skin by near infrared spectroscopy. Skin Res Technol 2022; 28(5): 695–702.
  4. Gilkes D.M., Bajpai S., Chaturvedi P., et al. Hypoxiainducible factor 1 (HIF1) promotes extracellular matrix remodeling under hypoxic conditions by inducing P4HA1, P4HA2, and PLOD2 expression in fibroblasts. J Biol Chem 2013; 288(15): 10819–10829.
  5. Rivers R.J., Meininger C.J. The Tissue Response to Hypoxia: How Therapeutic Carbon Dioxide Moves the Response toward Homeostasis and Away from Instability. Int J Mol Sci 2023; 24(6): 5181.
  6. Fukagawa S., Takahashi A., Sayama K., et al. Carbon dioxide ameliorates reduced desquamation in dry scaly skin via protease activation. Int J Cosmet Sci 2020; 42(6): 564–572.
  7. Yuki K., Kawano S., Mori S., Murase T. Facial application of high-concentration carbon dioxide prevents epidermal impairment associated with environmental changes. Clin Cosmet Investig Dermatol 2019; 12: 63–69.

Статья опубликована в журнале «Косметика и медицина Special Edition 2023» №2/2023

На правах рекламы

Вместе с этими статьями также читают
 
×