ВЫСОКИЕ ДОЗЫ БОТУЛОТОКСИНА — АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ ЛИЦЕВЫХ СИНКИНЕЗИЙ
01.06.2019
Лицевые синкинезии (ЛС) являются частым осложнением воспаления и механического повреждения лицевого нерва. Хотя в последнее время для лечения данной патологии все чаще используется инъекционное введение ботулотоксина, вопрос выбора эффективной дозы и схемы введения препарата остается открыт. В статье, опубликованной в журнале JAMA Facial Plastic Surgery (2019 Jan 31) предложена схема инъекционного введения оноботулотоксина при ЛС, а также описаны факторы, влияющие на эффективность лечения.
Лицо неосознанно воспринимается как олицетворение личности человека, поэтому обезображивающие заболевания во все времена привлекали к себе особое внимание. Одним из самых распространенных заболеваний, сопровождающихся нарушением мимики и симметричности лица является невропатия лицевого нерва — паралич Белла (частота 20–30 случаев на 100 тыс. населения). У трети больных впоследствии развивается постневропатическая контрактура мимических мышц, сопровождающаяся лицевыми синкинезиями и дискинезиями.
Все методы лечения можно разделить на оперативные и консервативные (медикаментозные и физиотерапевтические). Перспективным направлением лечения ЛС является хемоденервации — создание пролонгированной релаксации мимических мышц, участвующих в синкинезии, с помощью инъекций в них современного локального миорелаксанта — ботулотоксина. Ботулотоксин вызывает химическую денервацию мышцы за счет необратимой блокады высвобождения ацетилхолина из пресинаптической мембраны. Применение ботулотоксина для лечения синкинезий впервые было описано в немецкой литературе в 1991 г, когда он был применен для устранения непроизвольного закрывания глаз в результате губо-пальпебральной синкинезии. Традиционно к хемоденервации прибегают через 3-6 мес после начала интенсивной лечебной физкультуру для лица под наблюдением реабилитолога. Однако многие специалисты произвольно выбирают дозировку препарата и режим введения из-за отсутствия систематизированных знаний.
Авторы описываемой статьи изучили эффективность применения ботулотоксина у 99 пациентов с ЛС. В 41% случаев лицевая синкинезия являлась следствием паралича Белла, у 36% пациентов заболевание развилось после повреждения лицевого нерва при оперативном удалении шваномы. Средний возраст участников составил 54 года, 81% участников — женщины.
Для инъекционного введения были 6 ключевых мимических мышц лица и шеи: мышца, сморщивающая бровь (m. corrugator), верхняя круговая мышца глаза (m. orbicularis oculi superioris), нижняя круговая мышца глаза (m. orbicularis oculi inferioris), мышца улыбки (m. risorius), подбородочная мышца (m. mentalis) и подкожная мышца шеи (m. platysma). Инъекционное введение начиналось с малых доз с последующим повышением. Средняя доза ботулотоксина составила 2–3 ЕД на каждую мышцу лица, 9–10 ЕД для подкожной мышцы шеи. На рисунке приведена исходная схема введения и дозирования ботулотоксина при синкинезиях (сторона A) и схема введения после подбора дозы препарата (сторона B). Указана средняя доза ботулотоксина и частота введения в конкретную мышцу (в скобках).
Введение препарата осуществлялось до достижения стабильного состояния. Инъекции оноботулотоксина на здоровой стороне лица были проведены в 11% случаев для повышения симметричности лица и согласованности мимических движений. Среднее количество полученных инъекций составило 13,5 на пациента (минимум 12, максимум 29), стабильное состояние достигалось в целом за 3,7 процедуры.
Согласно Опроснику по оценке выраженности ЛС (SAQ) после первой процедуры показатель тяжести синкинезии в среднем снизился на 13,3 балла, а после последней процедуры — в среднем на 15,6 балла. В случаи коррекции веко-губной синкинезии удалось достичь больших успехов (20,8 балла) чем при губо-пальпебральной форме (16,7 балла).
Как свидетельствуют результаты исследования, инъекционное введение оноботулотоксина обладает высокой клинической эффективностью при лечении ЛС. Более успешному клиническому результату способствовали молодой возраст, женский пол и применение высоких доз оноботулотоксина. Благодаря контролю с помощью ЭНМГ и индивидуальному подходу к дозировке препарата для каждой мышцы введение высоких доз ботулотоксина привело к существенной положительной динамике с сохранением удовлетворительного профиля безопасности.
Подробнее об этом исследовании читайте в журнале «Косметика и медицина» №2/2019.