ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЖИРНОЙ И СУХОЙ КОЖИ
20.06.2019
Особенности жирной и сухой кожи у молодых пациентов хорошо известны и обуславливают разные подходы к уходу. Как же отличается жирная и сухая кожа у возрастных пациентов и на что нужно обратить внимание косметологам, наглядно продемонстрировали бразильские ученые — в недавней статье, опубликованной в журнале Skin Research and Technology (2018; 24(3): 386–395), представлены данные биофизических измерений и in vivo визуализации особенностей строения и функционирования разных типов возрастной кожи.
В работе приняло участие 60 женщин со средним возрастом 51,67 ± 5,71 лет и II–III фототипом кожи. В соответствии с типом кожи все участницы были разделены на две группы:
- группа 1 — сухой или нормальный тип кожи (содержание секрета сальных желез ниже 150, активность сальных желез ниже 7%);
- группа 2 — смешанный/жирный тип кожи (содержание секрета сальных желез выше 150, активность сальных желез выше 7%).
Оценивались такие показатели как содержание воды в роговом слое, трансэпидермальная потеря воды (ТЭПВ) и уровень секреции сальных желез c помощью корнео-, тева- и себуметрии соответственно, а также толщина и эхогенность кожи у помощью УЗ-сканирования и особенности микрорельефа с помощью различных технологий цифоровой визуализации. Участникам было предложено не использовать косметику в течение 24 часов и избегать мытья кожи в течение 2 часов перед измерениями.
В соответствии с результатами инструментальных исследований, жирная зрелая кожа и сухая/смешанная кожа имели близкие значения содержания воды в роговом слое и ТЭПВ, и оба параметра вписывались в нормальные показатели. Авторы отмечают, что это важный результат — возможно, в некоторых случаях визуальная оценка гидратации кожи может давать несоответствующие реальному положению дел.
Хотя в представленном исследовании "все было хорошо", специалисты обращают внимание, что повышение ТЭПВ может наблюдаться не только в случае сухой, но и жирной кожи, что коррелирует с дисбалансом липидов гидролипидной мантии и снижением ее защитных функций — такую кожу называют жирной обезвоженной. Сочетание высокого содержания кожного сала и плохой барьерной функции может привести к различным патологическим состояниям, в том числе дерматитам, акне и проч. Поэтому в случаях жирной кожи также возможно назначение увлажняющих средств (с особыми характеристиками для лечения каждого типа кожи) с целью улучшения состояния кожного барьера.
Что касается себума, то его количество было ожидаемо выше у пациентов второй группы. Но несмотря на типичную для сухой кожи проблему нарушения десквамации и большего числа мелких морщин, шероховатость кожи у пациентов с жирной кожей была сопоставима с аналогичными показателями участников первой группы во всех регионах, а на лбу — даже выше, чем при сухости кожи. Авторы связывают наличие такого неровного микрорельефа с расширенными порами и комедонами. Сальные железы, которые достигают своих максимальных показателей секреции и размера в возрасте от 15 до 35 лет, затем начинают постепенно уменьшаться. И хотя содержание себума будет снижаться в течение многих лет, размер сальных желез может оставаться большим в результате уменьшения скорости обновления клеток, что может объяснить наличие крупных пор. Интересно, что число расширенных пор в группе 2 было сопоставимо с показателями у пациентов с сухой кожей. В качестве объяснения авторы приводят результаты предшествующих исследований, продемонстрировавших, что уменьшение эластичности кожи коррелирует с количеством пор на лице, что предполагает увеличение пор при возрастном снижении эластичности даже сухой кожи. Также было отмечено, что группа с жирной кожей имела более толстую дерму во всех исследованных областях, но в областях скуловой и периорбитальной области наблюдалась особо выраженная разница.
Авторы заключают, что полученные сведения будут полезны при разработке и выборе косметических средств, нацеленных на решение проблем разных типов зрелой кожи.