ПОКАЗАНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОМОЛАЖИВАЮЩИЕ СВОЙСТВА БАКУЧИОЛА
03.08.2021
Ретиноиды — одни из самых известных ингредиентов в косметологии. Они используются для омоложения, лечения акне, коррекции пигментации и решения других эстетических задач, связанных в первую очередь с ускорением обновления клеток. Такая их многофункциональность возможна благодаря действию на рецепторы ретиноевой кислоты. Активированный рецептор, в свою очередь, связывается с короткой последовательностью ДНК в непосредственной близости от генов, играющих важную роль в пролиферации и дифференцировке клеток, и запускает их работу.
Однако их использование связано с повышенной чувствительностью и раздражением кожи, поэтому у людей с чувствительной кожей (а таких становится все больше и больше по всему миру) применение ретиноидов ограничено. Перспективной альтернативой может стать бакучиол, активно набирающий популярность ингредиент растительного происхождения, меротерпен из семян Psoralea corylifolia, эффекты которого очень схожи с эффектами ретиноидов.
Исследования показали, что бакучиол обладает антипролиферативным, противовоспалительным, антиоксидантным действием и эффективен при акне. Что касается конкретных механизмов, считается, что он реализует свои эффекты через несколько клеточных путей, подобных тем, на которые нацелены ретиноиды, включая модуляцию генов рецепторов ретиноевой кислоты и активацию ферментов синтеза коллагена и внеклеточного матрикса.
Новое исследование, представленное на онлайн конференции Американской Ассоциации Дерматологов, подтвердило омолаживающую способность бакучиола, но неожиданно обнаружило дополнительный механизм его действия, не свойственный ретинолу. В ходе опытов на кератиноцитах, ученые выявили, что данное соединение стимулирует синтез белка «долголетия» сиртуина-1 (SIRT-1) и индуцируемого гипоксией -зависимые деацилазы, которые регулируют различные клеточные и патологические процессы, включая клеточное старение, восстановление ДНК, воспаление и старение. SIRT-1 модулирует клеточные ответы на гипоксию путем деацетилирования (активации) HIF-1α. В свою очередь HIF-1α действует как регулятор транскрипции генов, участвующих в выживании в периоды гипоксии. Гипоксия способствует снижению функциональных возможностей в процессе старения.
Уровни как сиртуина, так и HIF-1α снижаются с возрастом. Снижение HIF-1α вызывает дефицит митохондриального биогенеза, который нарушает энергозависимые клеточные процессы, включая восстановление клеток и тканей. Уровни SIRT-1 снижаются как на транскрипционной, так и на посттранскрипционной стадиях, что также ослабляет митохондриальный биогенез и вызывает возрастные заболевания.
Обработка кератиноцитов бакучиолом (10 мкг/мл) обеспечила возрастание HIF-1α в 2,4 раза, а SIRT-1 — в 1,5. В то же время обработка клеток ретинолом приводила к уменьшению количества этих соединений. Также бакучиол более, чем в 2 раза повышал количество CREBBP — гена супрессора опухолей, а ретинол снижал его количество.
Полученные данные указывают на способность бакучиола, но не ретинола, повышать экспрессию SIRT-1 и HIF-1α в кератиноцитах человека. Авторы предполагают, что с этими соединениями по крайней мере частично может быть связано антивозрастное действие бакучиола.
Источник:
Hemali Gunt, Manpreet Randhawa, Krzystof Bojanowski, Ratan K. Chaudhuri. Crosstalk between HIF-1α and SIRT-1 is bolstered by the natural ingredient bakuchiol but not retinol. AAD VMX 2021