ПРЕДЛОЖЕН НОВЫЙ СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ПОСТВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ ГИПЕРПИГМЕНТАЦИИ
25.03.2021
Поствоспалительная пигментация — пигментация, возникающая на месте воспаления после кожных заболеваний, травм, воздействия внешних факторов или агрессивных косметических процедур. В основном поствоспалительная пигментация локализуется в эпидермисе (коричневая пигментация), однако в некоторых случаях, например, при повреждении базального слоя эпидермиса и базальной мембраны, пигмент поступает в дерму и захватывается макрофагами, пигментация становится глубокой и остается надолго, кожа при этом приобретает серовато-голубоватую окраску. Дермальная пигментация может существовать много лет или даже оставаться на всю жизнь. Выраженность поствоспалительной пигментации усиливается при воздействии УФ-излучения, а также при повторяющемся воспалительном процессе.
Поствоспалительная пигментация развивается вследствие как увеличения выработки меланина, так и нарушения его распределения. Возрастание количества меланина может быть вызвано простагландинами (Е2 и D2), воспалительными цитокинами (ИЛ-1, ИЛ-6 и фактор некроза опухоли альфа), некоторыми факторами роста (эпидермальный фактор роста), а также активными формами кислорода. Действие провоспалительных цитокинов, медиаторов воспаления и реактивных форм кислорода, стимулирует рост меланоцитов, увеличение количества их отростков и активность тирозиназы. Как и другие пигментации, поствоспалительные сильнее выражены у людей с более темной кожей. Но не только у них, они встречаются и у светлокожих, что может быть неожиданным эффектом для специалистов. Интересно, что чаще такое осложнение возникает у людей смешанных рас, даже если у них фенотипические более светлый фототип. Предположительно, это связано с генетически обусловленной склонностью меланоцитов к гиперреакции в ответ на воспаление.
Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Cosmetic Dermatology, предположило наличие связи между риском возникновения поствоспалительной гиперпигментации и выраженностью пигментации ладонной складки. В работе приняло участие 126 человек со II-V фототипами кожи, у которых были выполнены снимки ладоней и лица в стандартизированных условиях, а также выполнен сбор анамнеза. Далее снимки анализировались слепым методом независимыми дерматологами, после чего все фотографии были разделены на 4 группы в зависимости от степени пигментации ладонных складок, где 0 — цвет кожи складок идентичен остальной коже, 1 — отличается незначительно, 2 — умеренные отличия в пигментации, а 3 — кожа складок сильно пигментирована по сравнению с кожей ладоней.
Сопоставление результатов анализа окраски ладонных складок с данными анамнеза участников о развитии у них поствоспалительной гиперпигментации выявило значимую, хотя и не 100%, связь между этими явлениями. Авторы приводят пример женщины с V фототипом кожи и 0 степенью пигментации ладонных складок, у которой было выполнены процедуры фракционного лазерного омоложения без каких либо осложнений, в то время как у участницы со II фототипом, но пигментированными складками, поствоспалительная гиперпигментация все же развилась.
Учитывая полученные результаты, авторы предложили рассматривать степень 0–1 как относящуюся к низкому риску, а 2–3 — к высокому риску развития поствоспалительной гиперпигментации. Они уже проверили свою гипотезу в наблюдении за 100 пациентами, обратившимися к ним за выполнением различных эстетических процедур — корреляция наблюдалась не во всех случаях, чем выше был фототип, тем и она была выше — до 83,3%, но и в группе II фототипа она отмечалась у 33,3% пациентов.
Предположительно, гиперактивность меланоцитов может быть связана со способностью наших темнокожих предков вырабатывать большое количество пигмента в ответ на повреждение, однако со снижением способности его элиминировать, что может быть наследием светлокожих предшественников.
Основываясь на вышесказанном, авторы предлагают использовать оценку пигментации ладонных складок при планировании агрессивных косметических процедур (пилингов, инъекционных и высокоэнергетических аппаратных методов) и рассмотрении вероятности возникновения поствоспалительной гиперпигментации после них. Кроме того, они также рекомендуют увеличивать промежутки между процедурами у группы высокой степенью риска (т.е. с явно пигментированными ладонными складками) — например, вместо стандартных 4–6 недель до как минимум 20 недель для полного восстановления кожи и снижения вероятности «перекрытия» воспалительных реакций. Разумеется, данный способ не дает полной гарантии в прогнозировании вероятности поствоспалительной гиперпигментации, она может развиться и у людей с 0 степенью пигментации ладонных складок. Однако в общем случае это может быть полезный инструмент в планировании процедур.
Источники:
Leal-Silva H. Predicting the risk of postinflammatory hyperpigmentation: The palmar creases pigmentation scale. J Cosmet Dermatol 2021; 20(4): 1263–1270.
Jalalat S., Weiss E. Cosmetic Laser Procedures in Latin Skin. J Drugs Dermatol 2019; 18(3): s127–131.