Каталог

ВСПОЛОХИ ПОСЛЕ ШТОРМА — «МОЛНИЕНОСНЫЕ АКНЕ» КАК ПОСЛЕДСТВИЕ COVID-19

13.09.2022

Acne fulminans (AF), или молниеносные акне, являются редкой формой акне, характеризующейся выраженным воспалительным процессом с окончательно неясным механизмом развития [1]. Основные клинические проявления данного заболевания включают появление на коже лица, верхней части груди и спины воспаленных болезненных узелковых высыпанийс геморрагическим компонентом, а также эрозий с гнойно-геморрагическими корками.

В большинстве случаев в процессе разрешения сыпи развивается грубое рубцевание. Заболевание может сопровождаться системными воспалительными симптомами — лихорадкой, ознобом, слабостью и болью в костях и мышцах. В самых тяжелых случаях процесс осложняется гепатоспленомегалией, асептическим остеолизисом, потерей массы тела. В периферической крови у больных молниеносными акне наблюдается лейкоцитоз, анемия, высокие показатели скорости оседания эритроцитов, содержания С-реактивного белка. Заболевание чаще встречается у подростков и молодых мужчин в возрасте 13–22 лет. Как правило в течение 2 лет перед развитием AF у пациентов отмечаются клинические проявления акне легкой или средней степени тяжести. De novo молниеносные акне регистрируются крайне редко.

Причиной развития AF считается дисфункция врожденного и приобретенного иммунитета, аутовоспалительный синдром, а также гиперчувствительность III и/или IV типа к Cutibacterium acnes. Воспалительный процесс носит системный характер и сопряжен с высоким уровнем интерлейкина-1 и других провоспалительных цитокинов. Это говорит о том, что природа болезни может быть следствием воспалительного процесса, уже имеющегося в организме [1].

McKegney C.C. и соавт. опубликовали клинический случай развития acne fulminans после COVID-19 [2]. 17-летний юноша обратился за медицинской помощью с жалобами на прогрессирующую астенизацию, боль в суставах и субфебрильную температуру. За 6 нед до обращения он перенес тяжелый острый респираторный синдром, ассоциированный с COVID-19, осложненный двусторонней интерстициальной пневмонией, которая благополучно разрешилась. Беседа врача и пациента происходила в нестандартных условиях: родители мальчика не могли посетить медицинское учреждение, поскольку незадолго до этого дня находились в контакте с пациентом, страдающим COVID-19. Они не отпустили мальчика одного в приемное отделение и настояли на беседе с доктором через окно машины, мальчик при этом находился в защитной маске. Предъявленные жалобы врачи связали с постковидным синдромом.

Через неделю пациент вновь обратился к врачу в связи с ухудшением состояния — подъемом температуры до 38,0−38,2°C, мышечной болью, выраженной астенизацией и потерей аппетита. Он также отметил обострение акне. При осмотре врач обнаружил диффузную распространенную сыпь в области лица, спины и грудной клетки — многочисленные воспаленные узелковые элементы с изъязвлением и гнойно-геморрагическим экссудатом. Наблюдалось увеличение периферических лимфатических узлов до 1–2 см. Пациенту была назначена системная терапия преднизолоном и изотретиноином, по окончании курса наблюдался полный регресс высыпаний.

При acne fulminans рекомендована монотерапия кортикостероидами в дозе 0,5–1 мг/кг/сут в течение 6 нед с постепенным снижением дозы. После образования корок на пораженных участках к гормонам добавляют низкие дозы изотретиноина — со стартовой дозы 0,25 мг/кг/день суточное количество препарата увеличивают постепенно до 1 мг/кг/день, чтобы избежать нежелательных явлений. Продолжительность терапии составляет около 3–4 мес. Как правило, при надлежащей терапии AF не рецидивирует [3]. В случае резистентности к третиноину рекомендуется прием аспирина и циклоспорина, а также антибиотиков из-за их противовоспалительных свойств. Исследования показывают, что протоколы лечения с использованием комбинации преднизолона и изотретиноина приводят к более быстрому разрешению проявлений AF.

Карантинные меры при COVID-19 в виде ношения маски и социальной дистанции могут в некоторых случаях помешать врачу объективно оценить состояние пациента и выставить правильный диагноз. Этот клинический случай еще раз подчеркивает важность первичного осмотра: поскольку при первом обращении пациент находился в маске, врач не выявил элементы сыпи на начальной стадии заболевания и поставил ошибочный диагноз, связав жалобы пациента с постковидным синдромом. Это повлекло за собой стремительное прогрессирование болезни с усугублением общего самочувствия.

Раннее начало лечения при молниеносных акне крайне важно для предотвращения патологического рубцевания, имеющего долгоиграющие последствия для качества жизни и социальной активности пациента в последующем.

Источники:

  1. Proença N.G. Acne fulminans. An Bras Dermatol 2017; 92(5 Suppl 1): 8–10.
  2. McKegney C.C., Schneider D. A Case of Acne Fulminans. J Pediatr Health Care 2022: S0891–5245(22)00173-0.
  3. Siadat A.H., Bostakian A., Abtahi-Naeini B., Shahbazi M. Successful treatment of facial acne fulminans: Antimicrobial agents and oral prednisolone as promising regimes. Case Reports in Dermatological Medicine 2017; 7092910.
Вместе с этими статьями также читают
 
×