МЕЛАНИН И ЛИПОФУСЦИН — МАРКЕРЫ СТАРЕНИЯ КОЖИ И МИШЕНИ ДЛЯ ANTI-AGE ПРОЦЕДУР
18.10.2022
Цветовые характеристики кожи зависят от ряда параметров. Прежде всего, от наличия и соотношения хромофоров (другое название — пигменты) — веществ, окрашивающих кожу в определенные цвета. Среди них есть собственные пигменты, которые производятся клетками кожи и локализуются в коже — это меланин и липофусцин. Они отвечают за базовый цвет. А есть и «пришлые» пигменты — они поступают в кожу извне и могут накапливаться в ней, придавая временный оттенок. К ним относятся гемоглобин, билирубин и каротиноиды.
Главным «красителем» кожи является меланин. Этот природный УФ-фильтр, поглощающий ультрафиолет, производится специализированными клетками — меланоцитами, которые в дальнейшем передают его в виде меланосом (гранулы, заполненные меланином) кератиноцитам для равномерного распределения по всему эпидермису. В коже человека обнаружены две группы меланиновых пигментов, отличающиеся по химическому строению — эумеланины и феомеланины. Эумеланины встречаются чаще, для них характерна окраска от коричневого до черного. Феомеланины имеют красноватую окраску, они придают характерный розовый или красный цвет губам, соскам, половым органам; волосы, содержащие феомеланин, имеют рыжий цвет. В коже постоянно присутствует некоторое количество меланина, которое определяет врожденный цвет кожи. (Исключение составляют альбиносы, у которых в силу генетической мутации меланин не вырабатывается. Альбиносы встречаются среди представителей всех рас, у них белая кожа, не способная загорать.) Под действием ультрафиолета продукция меланина усиливается, и кожа темнеет (приобретает загар). Кожа людей разных фототипов отличается как по базовому уровню меланина (врожденная пигментация), так и по способности кожи загорать (приобретенная пигментация).
Меланоциты находятся под жестким гормональным контролем, в частности, эстроген активирует меланогенез. При беременности на фоне повышения уровня эстрогена нередко появляется гиперпигментация. Напротив, во время менопаузы и в постменопаузе уровень эстрогена постепенно снижается, а вместе с ним снижается базовая активность меланоцитов и их способность отвечать на действие ультрафиолета. Этим объясняется постепенное выцветание кожи, что в пожилом возрасте становится очень заметным [2].
Липофусцин, также известный как «пигмент старения» — желто-коричневый пигмент белково-липидно-углеводородной природы, накапливающийся в лизосомах зрелых, не способных к делению клеток [1]. Липофусцин химически инертен, но, когда его становится слишком много, это начинает негативно сказываться на работе лизосом, а следом — и всей жизнедеятельности клетки. В коже липофусцин обнаружен в фибробластах. Эти клетки живут в дермальном слое десятилетиями (только массовая гибель в результате травмы стимулирует обновление пула фибробластов), и постепенно возрастающий уровень липофусцина начинает угнетать их синтетическую активность по выработке компонентов межклеточного матрикса. Так что возрастная атрофия дермы также частично объясняется накоплением липофусцина. Помимо этого, липофусцин придает коже желтоватый оттенок.
Итак, с возрастом, уровень меланина снижается, липофусцина — возрастает. Что можно с этим сделать?
Во-первых, стараться не провоцировать. Оба эти процесса ускоряются в зоне окислительного стресса, так что необходимо избегать воздействия агрессивных факторов, вызывающих воспаление кожи — УФ, раздражающих веществ, частого проведения химических пилингов, контакта со средствами бытовой химии и пр. Косметика с УФ-фильтрами, антиоксидантами, противовоспалительными агентами и физиологическими липидами позволит повысить общую сопротивляемость кожи и сбалансировать окислительно-восстановительные реакции.
Во-вторых, некоторые нутрицевтики могут снизить скорость отложения липофусцина в клетках. Так, данный эффект обнаружен у таких антиоксидантов, как витамин Е, катехины зеленого чая и флавонолы какао [3, 4]. А пероральные фитоэстрогены могут в некоторой степени компенсировать возрастной дефицит эстрогена и поддержать активность меланоцитов.
В-третьих, малоинвазивные фракционные ремоделирующие процедуры, действующие через повреждение, запускают не только обновление компонентов матрикса, но и в некоторой степени пула фибробластов, когда вместо старых, нагруженных липофусцином и менее активных клеток приходят новые.
Бережное отношение к своей коже и разумное применение методов современной косметолоии поможет сохранить яркость и ровный красивый цвет как можно дольше.
Источники:
- Skoczyńska A., Budzisz E., Trznadel-Grodzka E., Rotsztejn H. Melanin and lipofuscin as hallmarks of skin aging. Postepy Dermatol Alergol. 2017; 34(2): 97–103.
- Thornton M. Estrogens and aging skin. Dermatoendocrinol. 2013; 5(2): 264–270.
- Sitte N., Merker K., Grune T., von Zglinicki T. Lipofuscin accumulation in proliferating fibroblasts in vitro: an indicator of oxidative stress. Exp Gerontol 2001; 36: 475–4
- Gras S., Blasco A., Mòdol-Caballero G., et al. Beneficial effects of dietary supplementation with green tea catechins and cocoa flavanols on aging-related regressive changes in the mouse neuromuscular system. Aging (Albany NY). 2021; 13(14): 18051.