ПРИМЕНЕНИЕ ND:YAG-ЛАЗЕРА (1064 НМ, 650 МКС) ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АКНЕ: ДВОЙНОЕ СЛЕПОЕ РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
20.08.2020
Кести Катарина
MD, врач-дерматолог, специалист по лазерной косметологии и хирургии, Skin Laser and Surgery Specialists of NY & NJ, США
Голдберг Дэвид
MD, врач-дерматолог, специалист по лазерной косметологии и хирургии, Skin Laser and Surgery Specialists of NY & NJ, США
Акне — одна из наиболее частых причин обращения к дерматологу [1]. На патогенез акне влияет ряд факторов. Гиперпролиферация эпидермиса и усиленная выработка кожного сала приводят к обструкции пилосебацейного комплекса. Это становится причиной усиления пролиферации и повышения активности Cutibacterium acnes, комменсальных бактерий кожи, в результате чего развивается воспаление [2, 3]. Для лечения акне умеренной степени обычно используют топические средства — как косметические, так и лекарственные (ретиноиды и антибиотики). Иногда при акне умеренной или тяжелой степени требуется дополнительная терапия системными антибиотиками или ретиноидами [4]. Медикаментозное лечение нередко усиливает раздражение кожи или оказывается недостаточно эффективным, а хронические обострения, следующие за периодами ремиссии, в подростковом и взрослом возрасте могут существенно влиять на качество жизни пациента [5, 6].
Для дополнительного лечения акне и рубцов постакне часто используют медицинские устройства и лазерную терапию. К распространенным методам лечения относятся химический пилинг, неабляционная радиочастотная терапия и радиочастотная мезотерапия [7–11]. Результаты ряда исследований свидетельствуют об эффективности лазерной терапии [12–16]. Лазерная терапия может эффективно снижать количество очагов воспаления при акне за счет подавления чрезмерной активности сальных желез и уменьшения воспаления. Механизм действия предположительно обусловлен активацией порфиринов, синтезируемых C. acnes, что приводит к разрушению мембран клеток этих бактерий. Был выполнен ряд исследований применения лазеров с длиной волны излучения 1064 нм для лечения акне. В одном таком исследовании, проведенном Ballin и Ubelhoer, пациент получил 10 сеансов лечения с применением лазера на алюмо-иттриевом гранате с неодимом (Nd:YAG) с длиной волны излучения 1064 нм, что позволило устранить почти 100% очагов воспаления [17]. В другом исследовании сравнивали применение интенсивного импульсного светового излучения и лазера Nd:YAG с длиной волны излучения 1064 нм для лечения акне. Статистически значимых различий выявлено не было [18]. В целом для лазеров Nd:YAG с длиной волны излучения 1064 нм характерна более высокая длительность импульса, составляющая от 3 до 30 мс.
Длительность импульса лазера, используемого в данном исследовании, составляла 650 мкс. Это новая технология, обеспечивающая воздействие излучения с необходимой мощностью (от 4 до 255 Дж/см2) при длительности импульса 650 мкс на участках с разной площадью и с высокой частотой повторения импульсов (до 2,0 Гц). Такая длительность импульса (650 мкс) меньше, чем время тепловой релаксации кожи, что обеспечивает остывание кожи в промежутках между импульсами и локализацию клинической эффективности и безопасности для кожи вокруг обрабатываемого участка [19]. Воздействие высокоэнергетических импульсов на участок-мишень обеспечивается при небольшой длительности импульса. Из-за переноса тепла в близлежащую кожу участок-мишень не успевает остыть, и на нем достигается более высокая температура, которая обеспечивает большее разрушение ткани на этом участке и, следовательно, более высокую эффективность терапии. Авторы провели рандомизированное контролируемое исследование по оценке применения Nd:YAG-лазера (650 мкс, 1064 нм) по сравнению с имитацией лечения у пациентов с акне умеренной или тяжелой степени.
Материалы и методы
В данной статье представлены результаты двойного слепого рандомизированного исследования у 20 пациентов в возрасте 12–40 лет с акне умеренной или тяжелой степени (3 или 4 балла по шкале общей оценки исследователем (IGA)). Данное исследование было одобрено экспертным советом организации и проводилось в соответствии с положениями Хельсинкской декларации. Все пациенты дали письменное информированное согласие на участие в исследовании.
Пациентов рандомизировали в группу получения активного лечения или в контрольную группу. Применение других методов лечения акне в ходе исследования не допускалось. Период вымывания составлял 2 нед для антибиотиков для наружного применения, 1 мес для ретиноидов для наружного применения и 6 мес для системного изотретиноина.
В группу активного лечения были включены 10 пациентов, которые получили 4 сеанса терапии с применением Nd:YAG-лазера (650 мкс) (Aerolase LightPod Neo®) в течение периода исследования (недели 0, 2, 4 и 8) с режимами воздействия, выбранными в соответствии с фототипом кожи.
- У пациентов с типом кожи I–III по Фицпатрику для первого прохода использовали линзу с диаметром пятна 6 мм при длительности импульса 0,65 мкс и мощности импульса 21 Дж/см2. Для второго прохода использовали линзу с диаметром пятна 2 мм при длительности импульса 0,65 мкс и мощности импульса 64 Дж/см2.
- У пациентов с типом кожи IV по Фицпатрику для обоих проходов использовали линзу с диаметром пятна 6 мм при длительности импульса 0,65 мкс и мощности импульса 18 Дж/см2.
- У пациентов с типом кожи V по Фицпатрику для обоих проходов использовали линзу с диаметром пятна 6 мм при длительности импульса 0,65 мкс и мощности импульса 14 Дж/см2.
- У пациентов с типом кожи VI по Фицпатрику для обоих проходов использовали линзу с диаметром пятна 6 мм при длительности импульса 0,65 мкс и мощности импульса 11 Дж/см2.
В контрольную группу были включены 10 пациентов, которые получали имитацию лечения в течение периода исследования с аналогичными интервалами. Для имитации лечения использовали тот же аппарат, но без воздействия энергии лазерного излучения.
Было запланировано 6 визитов в исследовательский центр: скрининг (визит 1), визит исходного уровня 2 (неделя 0), визит 3 (неделя 2), визит 4 (неделя 4), визит 5 (неделя 8) и визит 6 (неделя 12). Эти визиты происходили в течение 12-недельного периода. Во время каждого визита пациентов фотографировали и просили заполнить опросник по самостоятельной оценке. Уровень порфиринов определяли с помощью системы VISIA™ Skin Analysis для количественного определения бактерий при каждом визите в течение 12-недельного периода исследования. Уровень выработки кожного сала определяли с помощью прибора Sebumeter® SM 815, а также путем оценки исследователем и пациентом при каждом визите в течение периода исследования. Лечение и оценку выполняли разные сотрудники из числа персонала исследования. Оценку безопасности и нежелательных явлений выполняли при каждом визите.
Результаты
В группе получения активного лечения наблюдалось снижение количества очагов воспаления на 42% по сравнению с 26% в группе имитации лечения (улучшение на 62% по сравнению с группой имитации лечения).
В отношении таких показателей, как общее количество очагов воспаления и общее количество комедонов, наблюдались статистически значимые различия в течение 12-недельного периода лечения (р = 0,099 и р = 0,71 соответственно) (рис. 1).
В группе лазерной терапии также наблюдалось снижение общего количества комедонов, аналогичное снижению, наблюдаемому в отношении количества очагов воспаления и общего порфирина (рис. 2).
Аналогичные результаты наблюдались в отношении уровня порфиринов и результатов себометрии в течение периода исследования (р = 0,34 и р = 0,48 соответственно) (рис. 3 ,4).
Помимо этого, снижение уровня выработки кожного сала в группе активного лечения составило 18%, а в группе имитации лечения — 9% (улучшение на 100% по сравнению с группой имитации лечения) (рис. 4).
В группе лазерной терапии снижение показателя по шкале IGA составило 26%, а в группе имитации лечения — 7% (ANOVA, р = 0,049) (рис. 5). Это соответствует улучшению на 271% по сравнению с группой имитации лечения. Данные результаты, т.е. общее улучшение у пациентов с акне в группе активного лечения, согласуются с наблюдаемыми в клинической практике (рис. 6–9).
Нежелательные явления в ходе исследования отсутствовали.
Заключение
Nd:YAG-лазер (650 мкс, 1064 нм) безопасен и эффективен при лечении акне умеренной или тяжелой степени. Уровень удовлетворенности пациентов в группе активного лечения был выше, чем в контрольной группе. В данном исследовании использовали новый лазер с небольшой длительностью импульса, способный обеспечивать воздействие высокоэнергетических импульсов в течение этого короткого периода. Существует множество методов лечения акне, и некоторые пациенты предпочитают избегать терапии лекарственными препаратами для приема внутрь и/или наружного применения из-за их побочных эффектов. Данный неинвазивный безопасный метод лазерной терапии — оптимальный выбор для пациентов с акне умеренной или тяжелой степени.
Статья опубликована в журнале «Косметика и медицина» №2-2020
На правах рекламы
Литература
- Dreno B., Daniel F., Allaert F.A., Aube I. Acne: evolution of the clinical practice and therapeutic management of acne between 1996 and 2000. Eur J Dermatol. 2003; 13(2): 166–170.
- Kircik L.H. Advances in the understanding of the pathogenesis of inflammatory acne. J Drugs Dermatol 2016; 15(1 suppl 1): s7–10.
- Knutsen-Larson S., Dawson A.L., Dunnick C.A., Dellavalle R.P. Acne vulgaris: pathogenesis, treatment, and needs assessment. Dermatol Clin 2012; 30(1): 99–106.
- Simonart T. Newer approaches to the treatment of acne vulgaris. Am J Clin Dermatol 2012; 13(6): 357–364.
- Hosthota A., Bondade S., Basavaraja V. Impact of acne vulgaris on quality of life and self-esteem. Cutis 2016; 98(2): 121–124.
- Dreno B., Bordet C., Seite S., Taieb C. 'Registre Acne’ Dermatologists. Acne relapses: impact on quality of life and productivity. J Eur Acad Dermatol Venereol 2019; 33(5): 937–943.
- Chen X., Wang S., Yang M., Li L. Chemical peels for acne vulgaris: a systematic review of randomised controlled trials. BMJ Open 2018; 8(4): e019607.
- Kontochristopoulos G., Platsidaki E. Chemical peels in active acne and acne scars. Clin Dermatol 2017; 35(2): 179–182.
- Elawar A., Dahan S. Non-insulated fractional microneedle radiofrequency treatment with smooth motor insertion for reduction of depressed acne scars, pore size, and skin texture improvement: a preliminary study. J Clin Aesthet Dermatol 2018; 11(8): 41–44.
- Simmons B.J., Bray F.N., Falto-Aizpurua L.A., Nouri K. The use of radiofrequency in combination with lasers for acne scars. Int J Dermatol 2016; 55(5): e312–e315.
- Katz B.E. The fate of active acne and acne scars following treatment with fractional radiofrequency. J Drugs Dermatol 2019; 18(12): 1268–1272.
- Alexiades M. Laser and light-based treatments of acne and acne scarring. Clin Dermatol 2017; 35(2): 183–189.
- Politi Y., Levi A., Snast I., et al. Integrated cooling-vacuum-assisted non-fractional 1540-nm erbium: glass laser: a new modality for the simultaneous effective treatment of acne lesions and scars. J Drugs Dermatol 2018; 17(11): 1173–1176.
- Barbieri J.S., Spaccarelli N., Margolis D.J., James WD. Approaches to limit systemic antibiotic use in acne: systemic alternatives, emerging topical therapies, dietary modification, and laser and light-based treatments. J Am Acad Dermatol 2019; 80(2): 538–549.
- Bakus A.D., Yaghmai D., Massa M.C., et al. Sustained benefit after treatment of acne vulgaris using only a novel combination of long-pulsed and Q-Switched 1064-nm Nd:YAG lasers. Dermatol Surg 2018; 44(11): 1402–1410.
- Xia J., Hu G., Hu D., et al. Concomitant Use of 1,550-nm nonablative fractional laser with low-dose isotretinoin for the treatment of acne vulgaris in Asian patients: a randomized split-face controlled study. Dermatol Surg 2018; 44(9): 1201–1208.
- Ballin J.S., Uebelhoer N.S. The use of the low-fluence 1064 nm Nd:YAG laser in a female with contraindications to systemic anti-acne therapy. J Drugs Dermatol 2009; 8(11): 1025–1026.
- Mohamed E.E., Tawfik K., Elsaie M. Intense pulsed light versus 1,064 long-pulsed neodymium: yttrium-aluminum- garnet laser in the treatment of facial acne vulgaris. J Clin Diagn Res 2016; 10(7): 1–3.
- Herd R.M., Dover J.S., Arndt K.A. Basic laser principles. Dermatol Clin 1997; 15(3): 355–372.